Общий вид насоса.
Стандартный привод насоса осуществляет передачу крутящего момента от распредвала.
Привод насоса имеет скошенную плоскость, что позволяет при вращении осуществлять нажим на плунжера.
Привод с валом в теле насоса вращаются на двух подшипниках.
Смазка подшипников осуществляется моторным маслом, что бесспорно является плюсом . Но при некачественном обслуживании двигателя этот метод смазки может погубить насос. Канал смазки очень тонкий и легко подвержен засорению. А вращающийся привод разбрызгивает масло по стенкам насоса отделяя и накапливая в полости насоса жесткие частицы масла. Это своего рода центрифуга. Со временем грязь накапливается и разрушает конструкцию.
«Накачка» давления осуществляется тремя плунжерами, которые установлены в неподвижный барабан. В барабане же и осуществляется разделение камер топлива и масла. Плунжеры установлены относительно друг друга от центра на 120градусов, что позволяет получить равномерное давление при вращении привода. На аналогичных насосах двигателей серии VQ, применялась разделительная гофра. На этих же насосах гофры нет, и разделение камер осуществляется при помощи сальников.
Барабан очень плотно вставлен в тело насоса. Разделение каналов масла и топлива осуществляется при помощи резиновых колец.
Ремонт насоса не предусмотрен, поэтому в барабане нет технологических отверстий с резьбой для извлечения барабана. Извлечь барабан можно только специально изготовленным съемником, через камеру низкого давления (отверстие по центру). Топливо в насос поступает от первого насоса через приемную сетку и поступает в камеру низкого давления. Низкое давление порядка 4 кг.
Сглаживание пульсаций низкого давления топлива осуществляет демпфер пульсаций.
Топливо поступает через центральное отверстие в барабан в надплунжерное пространство. Плунжеры имеют боковые отверстия для приема топлива и обратные шариковые клапана внутри.
За время эксплуатации происходит износ рабочей поверхности и заметное снижение давления. Из-за увеличения зазоров.
Обратный клапан в плунжере достаточно большой и разборный. Поэтому имеется возможность его чистки и проверки на утечку.
При надавливании плунжер толкает порцию топлива в камеру высокого давления. Дополнительно в камере установлены шариковые клапана для разделения давлений. Рабочее среднее высокое давление составляет порядка 80 кг.
Регулирование давления происходит при помощи электромагнитного клапана регулятора. Им же управляет блок управления двигателем. В регуляторе имеется сетка для фильтрации топлива, поступающего на инжекторы(дополнительный барьер для грязи и защита).
Даже после ультра звуковой чистки сетка плохо очищается.
В насосе предусмотрена дополнительная механическая защита от передавления ( выхода из строя регулятора). Напорный клапан установлен в корпусе барабана плунжеров.
При возникновении аварийного давления, топливо стравливается в камеру низкого давления.
Отличительной особенностью данного типа насосов является применение разделительных сальников. Разработчики уменьшили размер насоса ,но сильно уменьшили его ресурс. При работе с грязным маслом и топливом износ сальников происходит очень быстро. Резина стирается и появляется возможность протечки топлива в масло. А это, в свою очередь, может привести к возгоранию либо разрушению механики двигателя.
В заключении хотел бы отметить ,что такая конструкция насоса достаточно надежна. Хоть и сильно зависит от качества применяемых масел и топлива. При грамотном обслуживании и профилактики ресурс насоса можно значительно увеличить. Затраты на обслуживание невелики достаточно проверять загрязнение сеток ,менять фильты , контролировать наличие бензина в масле и не допускать перегрева двигателя.
Всем клиентам удачных ремонтов и грамотных ремонтников.
Владимир Бекренёв город Хабаровск.